Прокуратура Тульской области
Официальный сайтПрокуратураТульской области

Прокуратура области проанализировала соблюдение законодательства в сфере общего образования.

13.05.2015  / Центральный аппарат
 

Прокуратурой области обобщены материалы проведенных в 2014 году - истекшем периоде 2015 года прокурорских поверок исполнения законодательства в сфере общего образования.

Результаты проверок свидетельствуют о допускаемых нарушениях федерального законодательства при организации и предоставлении общедоступного и бесплатного общего образования, создании здоровых и безопасных условий обучения детей.

Прокурорами Веневского, Ленинского, Ясногорского районов установлены факты ведения образовательной деятельности по программам общего и дошкольного образования при отсутствии у образовательных организаций соответствующих лицензий.

Распространенный характер носят нарушения законодательства, устанавливающего ограничения на занятие педагогической и иной трудовой деятельностью в сфере образования.

Богородицким, Ефремовским межрайонными прокурорами, прокурорами Плавского района, Пролетарского и Центрального районов г. Тулы выявлены факты приема на работу лиц, не представивших справку органа внутренних дел об отсутствии у них судимости и факта уголовного преследования за установленные ст.ст. 65, 331 Трудового кодекса Российской Федерации уголовно наказуемые деяния.

В 2014 году – истекшем периоде 2015 года прокурорами опротестовано свыше 250 противоречащих требованиям федерального законодательства локальных нормативных актов школ (уставов, правил приема, правил внутреннего распорядка и др.).

Так, по протестам прокурора Веневского района в соответствие с требованиями федерального законодательства приведены Положения о приеме детей в Сетскую ООШ, Оленьковскую ООШ и Мордвесскую СОШ. В нарушение требований ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указанными локальными актами в качестве обязательного условия для зачисления детей в 1 класс образовательной организации было предусмотрено представление родителями медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Вместе с тем представление медицинских документов при устройстве ребенка в школу является правом, а не обязанностью родителей.

Прокурором Центрального района г. Тулы опротестованы Правила приема обучающихся МБОУ СОШ № 39. Определенные данным локальным актом сроки приема заявлений для зачисления детей в первый класс школы от граждан, проживающих и не проживающих на закрепленной территории, не соответствовали срокам, установленным п.14 «Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32. Кроме того, Правила содержали незаконную норму, обязывающую родителей детей вместе с заявлением представлять медицинскую карту ребенка и заключение медицинской организации о возможности обучения несовершеннолетнего в образовательной организации.

Протест прокурора удовлетворен, локальный акт приведен в соответствие с требованиями законодательства.

По протесту прокурора Плавского района из Правил поведения учащихся МБОУ Волохонщинская СОШ исключены положения, содержавшие не предусмотренные действующим законодательством об образовании меры дисциплинарного воздействия к обучающимся в виде постановки на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, письменного сообщения по месту работы родителей.

По требованию прокурора Привокзального района г. Тулы отменен приказ директора МБОУ – гимназия № 4 г. Тулы об утверждении состава школьной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Определенный приказом состав комиссии исключительно из числа работников гимназии не соответствовал требованиям ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и нарушал права других участников образовательных отношений (учащихся и их законных представителей) на участие в работе указанного коллегиального органа.

Протесты на противоречащие требованиям федерального законодательства локальные нормативные акты общеобразовательных организаций принесены также Алексинским, Богородицким, Ефремовским, Киреевским межрайонными прокурорами, прокурорами Арсеньевского, Дубенского, Каменского, Привокзального, Пролетарского, Центрального районов г. Тулы, прокурорами г. Донской и г. Новомосковск.

На момент прокурорских проверок в МБОУ Первомайская СОШ и МБОУ Ясенковская ООШ Арсеньевского района, МБОУ Болотская СОШ и МБОУ Бобриковская СОШ Белевского района, МКОУ Дубенская СОШ, МКОУ Болоховская ООШ № 2 Киреевского района, МКОУ СОШ № 19 г. Новомосковска, МКОУ Куркинская СОШ № 2, МОУ Шаховская ООШ, МКОУ Михайловская СОШ, МОУ Грибоедовская СОШ, МОУ Ивановская СОШ Куркинского района, МКОУ ООШ № 30 Узловского района, МБОУ Чернская СОШ № 1, МКОУ Бураковская СОШ Ясногорского района, МБОУ Лицей № 1 и МБОУ СШ № 1 г. Щекино со школьных компьютеров, подключенных к сети Интернет, имелся свободный доступ к сайтам, содержащим сведения об изготовлении взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, к сайтам, содержащим информацию, внесенную в федеральный список экстремистских материалов, содержащим эротические и порнографические материалы.

При этом установленные в указанных общеобразовательных учреждениях средства контентной фильтрации не обеспечивали необходимой защиты от информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся.

В МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ № 12, МБОУ СОШ № 14 г. Донской с января 2015 года отсутствовало подключение к системе контент-фильтрации, поскольку образовательными организациями договоры с провайдером (ОАО «Ростелеком») на подключение к указанной системе не заключались. В МКОУ «Языковская ОШ» Каменского района заключенный с ОАО «Ростелеком» договор на оказание услуг связи не предусматривал предоставление образовательной организации услуги контент-фильтрации.

Не во всех общеобразовательных организациях созданы условия, гарантирующие здоровые и безопасные условия обучения детей, как того требует ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Нарушения, связанные с отсутствием целостности ограждений школ, несоответствием требованиям инженерной укрепленности зданий учебных заведений, неудовлетворительным освещением и охраной объектов образования, ненадлежащей организацией питания и медицинского обслуживания обучающихся, несоблюдением температурного режима т.п. выявлены прокурорами Центрального района г. Тулы, г. Новомосковска г. Щекино, Алексинским, Богородицким, Ефремовским, Кимовским, Киреевским межрайонными прокурорами, прокурорами Воловского, Заокского, Плавского, Суворовского, Чернского и других районов.

К примеру, во исполнение судебных решений по искам прокурора Центрального района г. Тулы установлены ограждения территорий МКОУ СОШ № 67 и МКОУ СОШ № 70 г. Тулы.

Решениями Алексинского городского суда от 11.02.2015 удовлетворены исковые заявления Алексинского межрайонного прокурора об обязании МБОУ Поповская СОШ № 19, МБОУ Буныревская СОШ № 14, МБОУ СОШ № 5 установить систему видеонаблюдения в образовательных организациях. Решения суда находятся в стадии исполнения.

Всего по итогам проверок общеобразовательных организаций горрайпрокурорами в 2014 году – истекшем периоде 2015 в адрес руководителей школ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, внесено 338 представлений об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 265 должностных лиц, в суды области направлено 136 исковых заявлений об обязании образовательных организаций устранить нарушения требований законодательства в сфере общего образования детей.



Возврат к списку